Подпишитесь на наши новости

Оставьте свой емайл и мы вам будем присылать информацию, связанную с предпринимательством на территории Республики Башкортостан: приглашения на круглые столы, спрашивать ваше мнение по актуальным вопросам и еженедельный дайджест.
*обязательные поля
Close
БРО "ОПОРА РОССИИ" Новости и события В помощь предпринимателю Документы Партнеры Комитеты Местные отделения Контакты Вступить в ОПОРУ РОССИИ

Главная страница  / Новости и события

Общественная палата на службе народу

Новость за 26-07-2013

RSS

Общественная палата на службе народу

Общественная палата Республики Башкортостан создана на основе Федерального и республиканского законов. В законах подробно прописаны цели и задачи Общественной палаты, определены права. В отличие от других общественных организаций ФЗ напрямую обязывает должностных лиц органов власти сотрудничать с Общественной палатой и отвечать на ее запросы.

         К сожалению, в Законе об Общественной палате Республики Башкортостан, принятом в 2009 г., права членов ОП РБ, в отличие от Федерального закона и законов принятых в других регионах, были ограничены в области взаимодействия с муниципальными органами власти.

          В прошлом году были приняты наши предложения по внесению изменений в республиканский закон «Об Общественной палате РБ», которые обязывают муниципальные органы власти взаимодействовать с ОП РБ так же,  как и государственные.

         В новой редакции закона так же предусмотрено создание аппарата ОП  и финансирование его содержания за счет бюджета, так же как и в Общественных палатах РФ и других регионах.

         Это можно считать одним из достижений. Новому составу будет работать гораздо легче, поскольку их полномочия усилены, вопросы делопроизводства, юридического сопровождения, связи со средствами массовой информации, прием обращений граждан в значительной части возьмет на себя аппарат Общественной палаты. А это немаловажно, поскольку все члены ОП РБ имеют постоянное место работы, и работать в ОП РБ могут, как правило, только в нерабочее время. За счет аппарата обеспечится и преемственность деятельности палаты при происходящей каждые 2 года смене ее состава.

         Это то, что сделано для организации более эффективной работы Общественной палаты.

Другими достижениями, по крайней мере, в работе нашей комиссии (по экономическому развитию и поддержке предпринимательства), я считаю то, что были опробованы и отработаны механизмы взаимодействия объединений предпринимательства и органов государственной и муниципальной власти. Организовано конструктивное сотрудничество с Комитетами Курултая, прокуратурой, антимонопольной службой республики, с профильными министерствами и администрациями муниципальных образований, с созданным в прошлом году аппаратом Уполномоченного по правам предпринимателей в РБ.

Резонный вопрос, - какие конкретно вопросы решаются в этом взаимодействии, какие проблемы предпринимательства в результате нашей деятельности решились?

Нужно иметь в виду, что на быстрое решение многочисленных проблем предпринимательства рассчитывать не приходится. Многие из них вообще на республиканском уровне и невозможно решить. Поэтому в своей комиссии мы приняли решение не распыляться, а сосредоточиться на наиболее злободневных проблемах предпринимательства, решение которых возможно на республиканском уровне. Это не значит, что проблемы федерального уровня нас не беспокоят. Просто в решении этих проблем мы активно участвуем через вышестоящие органы организаций предпринимательства: РСПП, Опора России, Деловая Россия и ТПП.

 В рамках деятельности ОП РБ мы в течение последних четырех лет последовательно поднимаем вопросы, и предлагаем пути решения по следующим проблемам предпринимательства:

1.     административное давление на бизнес;

2.     глобализация экономики (когда крупные торговые сети вытесняют с рынка не только мелкие предприятия торговли, но и местных производителей, лишая их доступа к торговым прилавкам);

3.     административные барьеры, - в первую очередь в земельно-имущественных отношениях;

4.     рейдерство и коррупция.

На заседаниях нашей комиссии (а за последние 2 года мы собирались 86 раз) мы обсуждали как наиболее убедительно довести до общества и власти необходимость изменения в этих вопросах, готовили наиболее яркие примеры из предпринимательских проблем, определяли круг наших сторонников из числа государственных структур и круг руководителей органов власти, от которых зависит принятие решений, которых мы добиваемся. После этого мы проводили публичные мероприятия, - круглые столы, общественные слушания, встречи и т.п., на которые приглашали предпринимателей, которые из первых уст озвучивали проблемы и «перегибы», с которыми мы сталкиваемся. Итоги обсуждений и резолюций этих мероприятий освящались средствами массовой информации и направлялись руководителям соответствующих структур.

Хочу отметить, что в качестве наших «союзников» при подготовке и проведении этих мероприятий выступают Прокуратура РБ, Управление Федеральной антимонопольной службы по РБ, при которых при участии членов нашей комиссии созданы и активно работают Общественные Советы по защите предпринимательства.

Благодаря поддержке Прокуратуры РБ, на которую возложен контроль за исполнением федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» за прошедшие четыре года многократно уменьшилось количество проверок, а проверки предпринимателей представителями МВД полностью прекратились (за исключением случаев, по которым возбуждались уголовные дела). Теперь плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года, а внеплановые только с письменного согласия прокуратуры и только «в случаях наличия угрозы жизни и здоровью человека, массовой гибели животных и растений, безопасности государства».

Конечно наиболее «ретивые» чиновники находят лазейки в законодательстве, но это следующий этап нашей работы. Мы фиксируем эти лазейки, обобщаем, готовим предложения по их перекрытию.

Ну а то, что уже сделано это немалое достижение и наша комиссия в этом процессе активно участвовала.

Что касается противодействия «глобализации экономики», то и здесь мы считаем, что определенные продвижки есть. Мы провели ряд встреч, круглых столов с участием представителей администрации города, где поднимали проблемы нестационарной торговли.

На этих мероприятиях предприниматели рассказывали насколько пользуется спросом у населения их продукция, - свежий хлеб, кондитерская и сельскохозяйственная продукция и т.п. Но пробиться со своей продукцией на прилавки сетевых магазинов местным производителям практически невозможно. А мелкие торговые точки и выездная торговля последовательно удаляются из городов республики.

         Логику действий администраций городов можно понять. Действительно стихийные рынки, палатки, киоски не слишком украшают архитектуру городов. И что еще более важно, здесь очень сложно организовать контроль качества и безопасности продовольственных товаров, которые продаются населению, соблюдение санитарных норм и правил.

         Пока нашим достижением здесь можно считать внесение поправок в нормативные акты администрации и городского совета г. Уфы и включение в состав комиссии, утверждающей план дислокации объектов нестационарной торговли, представителей малого бизнеса, которые заинтересованы в реализации собственной продукции через нестационарную и выездную торговлю. Ранее в этой комиссии присутствовали только представители «сетей».

         Что касается взаимоотношений предпринимателей и власти в области земельно-имущественных отношений, то это наверное самая «мутная» и непростая тема. В прошлом году вступил в действие Федеральный закон №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Этим законом предусматривается, что на любую государственную или муниципальную услугу, включая предоставление в аренду или собственность земельных участков или помещений, должен существовать административный регламент, предусматривающий стоимость, сроки, перечень необходимых документов и перечень оснований для отказа. Причем запрещается требовать от граждан предоставление документов, которые органы власти могут получить самостоятельно.

         Казалось бы причем здесь мы раз есть федеральный закон?

Однако на моей памяти это четвертая попытка административной реформы. Ранее принимаемые законы просто не выполнялись и никто не нес за это ответственности.

         В новом законе тоже ответственность должностных лиц напрямую не предусматривается. Вот здесь и необходим тот самый общественный контроль, который является одной из основных функций Общественной палаты и взаимодействие с органами государства, которые контролируют и обеспечивают исполнение федеральных законов. И которые имеют полномочия привлекать к ответственности должностных лиц за нарушение федерального законодательства.

         Результатом этого взаимодействия стало то, что административные регламенты все-таки появились в свободном доступе. Пусть они пока не совершенны, плохо исполняются, но лиха беда – начало.

Что касается межведомственного взаимодействия, которое должно освобождать граждан и предпринимателей от сбора многочисленных «справок», как внутри одного здания, так и в разных концах города, то наша республика является плотным регионом в этом вопросе и то, что уже действует у нас для других регионов пока только мечта. Но впереди еще много работы и общественным организациям и правительству республики.

В области противодействия рейдерству и коррупции члены нашей комиссии активно взаимодействуют с созданным в прошлом году  в нашей республике аппаратом Уполномоченного по правам предпринимателей и вошли в состав созданного при бизнес-омбудсмене «Центра Общественных процедур «Бизнес против коррупции» в Республике Башкортостан». На сайте Общественной палаты ведется рубрика «Под общественным контролем» на страницах которой мы приводим копии документов, представленных нам предпринимателями в которых изложена официальная позиция участвующих в конфликте лиц, правоохранительных органов и судебные решения. Таким образом мы доводим до общества позицию участников конфликта и должностных лиц принимающих решения по его разрешению. Этим мы пытаемся разрушить закрытость деятельности правоохранительных органов и судебной системы, что мы считаем очень важным.

Это только основные вехи деятельности нашей комиссии. Кроме этого мы работали и по частным обращениям граждан и предпринимателей. Во многих случаях удавалось помочь предпринимателям просто консультациями и рекомендациями опираясь на собственный опыт, правовую и судебную практики, разъяснениями законодательства.

Я рад, что в новый состав Общественной палаты вошли основные члены нашей комиссии, и мы сможем продолжать начатое дело, а не начинать с нуля. Надеемся, что и те, кто не прошли в новый состав ОП РБ продолжат работу в нашей комиссии. Закон такую возможность предусматривает.

 

 

Председатель комиссии

по экономическому развитию и

 

поддержке предпринимательства                                                 В.Ю. Шолом

назад Источник:

Подпишитесь на наши новости