Подпишитесь на наши новости

Оставьте свой емайл и мы вам будем присылать информацию, связанную с предпринимательством на территории Республики Башкортостан: приглашения на круглые столы, спрашивать ваше мнение по актуальным вопросам и еженедельный дайджест.
*обязательные поля
Close
БРО "ОПОРА РОССИИ" Новости и события В помощь предпринимателю Документы Партнеры Комитеты Местные отделения Контакты Вступить в ОПОРУ РОССИИ

Главная страница  / Новости и события

8 октября пройдет круглый стол «Государственные закупки - под общественным контролем»

Новость за 02-10-2013

RSS

8 октября пройдет круглый стол «Государственные закупки - под общественным контролем»

В настоящее время «ОПОРА РОССИИ» эффективно взаимодействует с Общероссийским общественным движением «Народный фронт «ЗА РОССИЮ» (далее – ОНФ) по широкому кругу вопросов, связанных с защитой и поддержкой малого и среднего бизнеса. Одним из важнейших направлений совместной работы «ОПОРЫ РОССИИ» и ОНФ в 2013-2014 гг. станет общественный контроль государственных и муниципальных закупок. В связи с этим Башкирское региональное отделение «ОПОРА РОССИИ» совместно с Управления ФАС России по РБ при поддержке Общероссийского народного фронта 8 октября в Конференц-зале ИА «Башинформ» проводят круглый стол на тему «Государственные закупки - под общественным контролем» со следующими вопросами повестки: 1. Изменения в сфере государственных и муниципальных закупок в связи со вступлением в силу с 01.01.2014 г. Федерального закона №44. 2. Механизмы контроля со стороны уполномоченных органов государственной власти. 3. Сайт «Зачестныезакупки.онф.рф» как рупор общественного контроля государственных и муниципальных закупок. К участию в работе круглого стола представители государственных органов власти, представителей СМИ и бизнес-сообщества, экспертов.

Изменения в сфере государственных и муниципальных закупок в связи со вступлением в силу с 01.01.2014 года ФЗ № 44.

Принятие Федерального закона №44-ФЗ направлено на совершенствование сферы государственных закупок. Отлаженный механизм проведения государственных закупок в стране важен не только в экономическом плане, но и в социальном. Ресурс госзакупок может способствовать развитию малого и среднего предпринимательства, а через бизнес уже влиять на благополучие территорий: регионов и муниципалитетов. Или, если система работает неэффективно и коррумпированно, она не только не дает экономического эффекта, но и ведет к потере доверия граждан к государству. Тема участия малого и среднего бизнеса в системе госзакупок - одна из приоритетных для «ОПОРЫ РОССИИ». Летом эксперты «ОПОРЫ РОССИИ» участвовали в исследовании анализа процессов участия малого бизнеса в госзаказе. Результаты говорят о том, что, во-первых, требования о соблюдении квот закупок у малых и средних предпринимателей не всегда выполняются в полном объеме. Во-вторых, нет четкого механизма обеспечения этих требований. Проще говоря, они отсутствуют. Проведенный нами анализ показал, что в 2012 году доля закупок, приходящаяся на малый бизнес (специальные торги), составила не более 4,5% от всех закупок, что соответствует примерно 250 млрд.руб. При этом по действующему законодательству (Федеральный закон №94-ФЗ) доля закупок у малого бизнеса должна составлять не менее 10% от общего годового объема. После вступления в силу ФЗ №44 с 1 января 2014 года минимальная квота закупок у малого бизнеса возрастает до 15%. Таким образом, малым предпринимателям будет потенциально открыт рынок сбыта объемом не менее 900 млрд.рублей. Однако, если ситуация с исполнением данной нормы не изменится в лучшую сторону, малый бизнес продолжит недополучать около 650 млрд.руб.в год. Мониторинг допуска малого бизнеса к госзаказу должен стать одной из форм общественного контроля, который сегодня активно внедряется во все жизненно важные сферы. Также важным достижением нового Закона о контрактной системе является право заказчика при проведении торгов для крупного бизнеса устанавливать требование об обязательном привлечении на субконтракте малых компаний. Об этом так называемом «правиле второй руки» «ОПОРА РОССИИ» говорит уже давно. Однако включение заказа, размещаемого на субконтракте, в общую квоту малого бизнеса (15 % с 2014 г.) нельзя оценить положительно. Дело в том, что процедуры привлечения поставщиками к исполнению контрактов соисполнителей менее прозрачны по сравнению с процедурами привлечения заказчиками поставщиков. Включение сумм таких контрактов в квоту, выделяемую на сектор малого предпринимательства, может привести к тому, что в госзаказе будут участвовать только «свои», «прикормленные» крупным бизнесом малые компании. Также важным вопросом для малого бизнеса является регламентация юридически значимого электронного документооборота в контрактной системе. Требования к электронной подписи в данной сфере слишком жесткие, они ограничивают конкуренцию участников рынка электронных услуг. Так, нормы федерального закона №44-ФЗ требуют использования электронных подписей, выдаваемых специально аккредитованными при Минкомсвязи удостоверяющими центрами (ст.5 ч.2). Это вносит дополнительную бюрократическую составляющую в процедуру допуска к электронным аукционам, но практически ничего не меняет с точки зрения обеспечения информационной безопасности. Оптимальным вариантом здесь представляется тот, который предусмотрен Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 171-ФЗ (в части внесения поправок в 94-ФЗ), а именно – в ходе открытых аукционов в электронной форме при госзаказе используется усиленная электронная подпись «в соответствии с условиями функционирования электронных площадок». В настоящее время на действующих электронных площадках наработана необходимая практика сочетания открытости и доступности с требованиями обеспечения информационной безопасности.

Сайт Зачестныезакупки.онф.рф как рупор общественного контроля государственных и муниципальных закупок 1 сентября 2013 года Общероссийский народный фронт запустил интернет-портал «зачестныезакупки.онф.рф», призванный при участии общественности выявлять сомнительные государственные и муниципальные закупки, а также закупки госкомпаний. В целом портал направлен на борьбу с коррупцией в сфере закупок. Данный инструмент позволит привлечь внимание общественности к потенциально коррупционным закупкам, но важно, чтобы данная информация дошла и до компетентных органов власти, которые сделают соответствующие выводы и примут необходимые решения. Совершенствование контрактной системы должно заключаться не только и не столько в сканировании размещаемой на официальном сайте госзакупок информации, содержащейся в извещениях и иной документации о закупках, в целях выявления тех или иных погрешностей и сигнализирования об этом в контролирующие органы, но и в комплексном системном подходе к выявлению имеющихся в данной сфере проблем во всём их многообразии и разработке конструктивных предложений, направленных на их разрешение. Проект «За честные закупки» находится в начальной стадии своего развития. Безусловно, посвященный данному проекту сайт постепенно будет наполняться новым содержанием и электронными приложениями, призванными сделать сферу закупок для государственных и муниципальных нужд как можно более доступной, транспарентной, свободной от монополий, протекционизма, финансовых злоупотреблений и коррупции. В частности, планируется организовать особый раздел, посвящённый обеспечению полноценного участия в госзаказе представителей малого и среднего предпринимательства и соблюдению установленного Федеральным законом №44-ФЗ обязательной квоты этого участия. При этом будет принята во внимание необходимость сочетать защиту интересов частного бизнеса с мерами по предотвращению проникновения в контрактную систему недобросовестных участников, ориентированных на так называемые «откаты», «отмывочные» схемы и иные финансовые афёры. Стандартами системного подхода к оценке эффективности контрактной системы и разработке изменений и нововведений в данной сфере, как представляется, должны служить:  максимально полное раскрытие информации, связанной с закупками, начиная от планов закупок и обоснования цены до разбора жалоб;  стандартизация всех процессов, включая формирование планов закупок, общественное обсуждение, ведение реестров, процедуры контроля;  абсолютная автоматизация процессов в рамках электронного документооборота с доступом в полном объёме ко всем представляющим интерес открытым информационным ресурсам: реестрам, отчётам, базам данных. Ниже некоторые направления, по которым планируется совершенствование проекта «За честные закупки». Федеральный закон №44-ФЗ декларирует обязательное общественное обсуждение наиболее значимых закупок. При формировании механизма такого обсуждения важно избежать одной из двух крайностей – либо предельно заорганизовать данную процедуру и тем самым лишить её независимости и непредвзятости, либо пустить всё на самотёк и отдать на откуп деструктивным элементам. Здесь представляется необходимым принять во внимание, что целью обязательного общественного обсуждения закупок согласно ч.4 ст.20 Федерального закона №44-ФЗ является либо отыскание аргументов, обосновывающих необходимость внесения изменений в планы закупок, планы-графики, документацию о закупках или отмены закупок, либо констатация факта того, что подобные аргументы отсутствуют. Чтобы рассматриваемое обсуждение не уклонялось в сторону от обозначенных целей, вероятно, целесообразно было бы разработать некую пошаговую схему алгоритма его реализации (типа «дерево связей»), на каждом шаге которой предусмотреть обязательное мотивированное обоснование перехода к соответствующему последующему шагу (с расчётами и ссылками на достоверные источники информации). Данную схему в формализованном электронном виде можно было бы разместить в виде приложения к сайту «За честные закупки», предоставив возможность всем желающим обосновать те или иные выводы. Федеральный закон №44-ФЗ предусматривает, что начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) должна рассчитываться заказчиком по определённой методике «на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг» (ст.22). Предполагается, что информация о складывающихся на товарных рынках ценах будет содержаться в единой информационной системе. Но при этом в законе не оговариваются конкретные источники наполнения информационной системы такого рода информацией, гарантирующие объективность, а значит, оставляется лазейка для недобросовестного манипулирования начальной ценой контракта. Одним из негативных проявлений массового участия в контрактной системе организаций, формально подпадающих под признаки малого предпринимательства, является угроза экспансии в данную сферу структур, действующих через подставных лиц, со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями. Это обуславливает необходимость действенного общественного контроля на стадии исполнения контрактов, относящихся к государственным и муниципальным закупкам. Это далеко не полный перечень актуальных с точки зрения совершенствования контрактной системы тем, которые могут найти своё отражение в проекте «За честные закупки».

назад Источник:

Подпишитесь на наши новости